Программы, проекты, акции

Библиомарафон “Чтобы помнили”

В 2018 году в библиотеках района проходит библиомарафон, посвящённый патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

ПЛАН по патриотическому воспитанию

 

 

«Вместе с книгой мы растем»

(целевая программа взросления и развития детей)

 

Основная  цель  программы:

– способствовать развитию движения по поддержке чтения в детской и подростковой среде;

– способствовать созданию высокого престижа чтения и интереса к чтению у детей, расширение читательской аудитории юных;

– способствовать повышению культуры чтения у детей с помощью популяризации новых подходов и методик обучения чтению и привития любви к книге;

– возрождение традиции семейного чтения;

– закладывание основ воспитания хорошего человека, свободной, жизненолюбивой, талантливой личности, обогащенной знаниями, готовой к созидательной, творческой деятельности, нравственному поведению через любовь и уважение к книге.

Формы реализации программы:

– изучение, разработка и укоренение в практику работы библиотеки опыта лучших библиотек республики по данному вопросу;

– объединение и координация работы всех заинтересованных учреждений: детского сада, библиотеки, школы;

привлечение родителей к оказанию помощи в развитии познавательного интереса и навыков работы с книгой с раннего детского возраста.
Главные участники программы:

– Дети начального звена, которые участвуют в занятиях, выполняют рекомендуемые им творческие задания, читают предложенные и интересующие их книги, принимают участие в обсуждении их;

– Библиотекарь, который организует, проводит занятия по программе;

– Педагог, который помогает детям выполнять задания, является посредником между библиотекой и семьей, организует чтение и творческую деятельность детей в школе и семье;

– Родители, которые интересуются и способствуют чтению, творческому, читательскому развитию детей;

Для проведения занятий очень важно, где они будут проводиться. Естественно, если эта библиотечная программа по творческому чтению, то и занятия по ней надо проводить среди книг, чтобы была атмосфера, способствующая лучшему проникновению в среду. Это должна быть обязательно библиотека.

Нельзя книгу навязывать, необходимо его увлекать, искать такие литературные произведения, такие творческие задания, чтобы дети увлеклись процессом чтения;

Дети на занятиях должны вести записи (кроме 1 класса), участвовать в выполнении творческих работ, с увлечением дома делать задания, вести читательский дневник, оформлять странички о своей любимой книге, готовиться к новой творческой работе – эксперименту в библиотеке.

 

 

«Читаем, учимся, играем»
(целевая комплексная программа семейного чтения)

 

Программа семейного чтения «Читаем. Учимся. Играем» преследует следующие задачи:

– возродить традиции семейных чтений, повысить культуру чтения в семье;

– приобщать к регулярному чтению литературы и посещению библиотеки детей, их родителей, будущих родителей;

– развивать познавательные и творческие интересы читателей с учетом возрастных и психологических особенностей детей;

– оказать помощь родителям (Возрождать традиции семейного чтения нужно с раннего детства. Необходимо объяснить родителям, что детство – это время, когда формируется позитивное отношение к книге, складывается привычка к чтению, а также восполнить у них недостаток информации об изданиях по интеллектуальному, физическому воспитанию, психологии, дефектологии и т.д.);

– организация совместного досуга – дней семейного чтения.

Формы реализации программы:

– изучение, разработка и укоренение в практику работы библиотеки опыта лучших библиотек республики по данному направлению;

– объединение и координация работы всех заинтересованных учреждений: детский сад, школа, библиотека;

– привлечение родителей к оказанию помощи в развитии познавательного интереса и навыков работы с книгой с раннего детского возраста.

 

Принципы реализации программы.

Развития. (Программа должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть рассчитанной на принцип – от простого к сложному).
Принцип психологической комфортности, гуманности. (Любовь к жизни, любовь к книге, любовь к ребенку. Уважение к семье. Без этого невозможно создание творческой атмосферы во время мероприятия, каждое из которых становится для ребенка единственным и неповторимым. Во время мероприятия каждому участнику должно быть комфортно, не должно быть зажатости. Он должен идти на мероприятие с желанием, потребностью в этом мероприятии).
Принцип непрерывности. (Процесс семейного чтения не заканчивается в библиотеке, а продолжается в семье, школе, в доме).
Принцип систематичности. (Вся работа по приобщению к семейному чтению должна проводиться целенаправленно, систематически, должна способствовать повышению общего уровня детей, так как только в определенной системе и регулярно проводимые занятия будут иметь результаты).
Принцип деятельности. (Все участники не должны быть пассивными слушателями – они должны стать активными участниками через игру, творческие задания, переживания, сопричастность).
Принцип креативности. (Библиотекарь провоцирует и поощряет творческую активность участников, создавая ситуации, в которых каждый участник становится поэтом, художником, артистом и реализует свое творческое начало через коллективную деятельность.
«Строим храм в душах»
(целевая программа закладывания основ воспитания хорошего человека).

 

Основная цель программы:

– закладывание основ воспитания хорошего человека, свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной знаниями, готовой к созидательной, творческой деятельности, нравственному поведению через любовь и уважение к книге;

– способствовать повышению культуры чтения у детей с помощью популяризации лучших произведений литературы, искусства;

– осуществление благородной гуманистической миссии библиотеки путем усиления нравственных начал и обращения не только к разуму, но и к сердцу.

Формы реализации программы:

– изучение, разработка и укоренение в практику работы опыта лучших библиотек республики;

– объединение и координация работы всех заинтересованных учреждений: библиотеки, детского сада, школы, церкви;

– привлечение родителей к оказанию помощи в развитии познавательного интереса к книге и библиотеке.

Главные участники программы:

– дети, которые участвуют в занятиях, выполняют рекомендуемые им творческие задания, читают предложенные и интересующие их книги, принимают участие в их обсуждении;

– библиотекарь, батюшка, которые организуют, проводят занятия по программе;

– педагог, который помогает осуществлять внедрение программы в жизнь.

 

“Вы не адны, пакуль мы з Вамі”
(мэтавая праграма бібліятэчнага абслугоўвання пажылых, састарэлых, адзінокіх людзей і інвалідаў)

 

Мэта праграмы:

–  стварэнне спрыяльных умоў для задавальнення інтэлектуальных і культурных запатрабаванняў, рэалізацыі творчага патэнцыялу пажылых людзей, далучэнне да бібліятэчнага чытання і стварэнне культурна-дасугавай прасторы, аб’ядноўваючай інтарэсы розных пакаленняў.

выхаванне ў дзяцей, падлеткаў у “маральным клімаце” памяці: памяці сямейнай, памяці народнай, памяці культурнай.
Спосабы рэалізацыі праграмы.

Бучацінскую сельскую бібліятэку лічыць базавай бібліятэкай па рэалізацыі праграмы “Вы не адны, пакуль мы з Вамі”;
На працягу года вывучаць эфектыўнасць праграмы, вывучаць перадавы вопыт, распаўсюджваць вопыт работы з пажылымі людзьмі ў гэтай бібліятэцы і іншых бібліятэках сістэмы.
Прынцыпы.

Сістэматычнасці – работа павінна весціся не час ад часу, а пастаянна. Толькі ў сістэме і рэгулярна праводзімая работа будзе мець вынікі.
Прынцып псіхалагічнай камфортнасці, гуманнасці – кожнаму ўдзельніку ў гэтай рабоце павінна быць камфортна, не павінна быць месца зажатасці. Кожны ўдзельнік павінен быць пачуты, убачаны, яму павінна быць аказана максімальная ўвага. Кожны ўдзельнік павінен быць актыўны і свабодны ў сваіх разважаннях, выказваннях.
Прынцып дзейнасці – кожны ўдзельнік павінен быць актыўным, не павінна быць пасіўных слухачоў. У працэсе кожны ўдзельнік становіцца актыўным праз гульню, дзеянне, саперажыванне, еднасць.
«І для мяне не было б Беларусі, без маленькай Радзімы маёй”
(мэтавая краязнаўчая праграма на 2016 – 2020 г.г.)

 

Мэта і задачы  праграмы:

Праграма накіравана на акзанне дапамогі бібліятэкам у арганізацыі планамернай і сістэматычнай работы па захаванню і развіццю нацыянальнай спадчыны і культуры свайго краю і ставіць перад сабой задачы:

удасканальваць бібліятэчнае краязнаўства як аснову адраджэння культурнай і гістарычнай спадчыны, захавання нацыянальнай спадчыны свайго рэгіёна;
надаць бібліятэчным установам раёна імідж сучасных культурных цэнтраў, якія садзейнічаюць адраджэнню нацыянальнай культуры роднага краю;
фарміраванне дасканалых краязнаўчых інфармацыйных рэсурсаў;
прапаганда краязнаўчых дакументаў і матэрыялаў сродкамі бібліяграфічнай і інфармацыйна-масавай работы; Правядзенне культурна-масавых мерапрыемстваў па ўкараненню нацыянальных святаў і абрадаў.
Спосабы рэалізацыі праграмы:

Раённую цэнтральную бібліятэку імя Анатоля Астрэйкі вызначыць базавай бібліятэкай па рэалізацыі краязнаўчай праграмы;
Цеснае супрацоўніцтва са школамі, музеямі, краяведамі-аматарамі, раённай газетай “Слава працы” і мясцовым радыё;
Краязнаўчую работу праводзіць праз кола аматарскіх краязнаўчых аб’яднанняў пры сельскіх бібліятэках;
Актыўна весці краязнаўчы пошук;
Інфармаванне краязнаўчымі дакументамі карыстальнікаў;
Распаўсюджванне ведаў аб краязнаўчых дакументах сярод жыхароў сродкамі бібліяграфічнай і масавай бібліятэчнай работы.
Прыцягненне прадстаўнікоў царквы да супрацоўніцтва і выкарыстанне духоўных традыцый хрысціянства ў краязнаўчай дзейнасці бібліятэк.
Змест праграмы:

І. Метадычнае забеспячэнне:

каардынаваць сваю дзейнасць са школамі, клубам, музеямі, краяведамі-аматарамі;
арганізаваць вучобу бібліятэкараў па пытаннях краязнаўства;
арганізаваць выставы-конкурсы лепшых краязнаўчых матэрыялаў: летапісаў вёсак, бібліятэк, інформ-дасье і альбомаў мясцовага фальклору, сцэнарных мерапрыемстваў;
дапоўніць базы дадзеных па краязнаўству:
“Вёска мая, я – часцінка твая” – па гісторыі вёсак;

“Не знікай, мая вёска” – летапіс мінулага і  сённяшняга дня      вёскі;

“Ёсць куток на зямлі, дзе крыніцы звіняць…” – па літаратурнаму краязнаўству;

– накапіць матэрыялы і распрацаваць базу дадзеных “Бабулін          куфэрак” – па народным традыцыям, святам і         абрадам.

штогод складаць “Краязнаўчы каляндар”;
распрацаваць і падрыхтаваць краязнаўчыя конкурсы і інтэлектуальныя гульні;
арганізаваць краязнаўчую гульню-конкурс сярод бібліятэкараў раёна на лепшага знаўцу сваёй малой радзімы;
прадоўжыць работу па выданню гісторыі зніклых, перайменаваных, выміраючых, маланаселеных вёсак раёна “Вяртанне з забыцця”;
распрацаваць і выдаць запісы найбольш характэрных для Капыльшчыны ўзораў мясцовай гаворкі “Жывое слова”;
распрацаваць і выдаць цыклы ўрокаў духоўнасці “Са спадчынай продкаў – у будучыню”;
ІІ. Інфармацыйнае забяспячэнне:

працягваць папаўненне краязнаўчай картатэкі новымі фактаграфічнымі, бібліяграфічнымі даннымі;
прадоўжыць папаўненне інформ-дасье;
вывучэнне і распаўсюджванне перадавога вопыту краязнаўчага характару і ўкараненне яго ў практыку работы бібліятэк.
актыўна папаўняць архіў выкананых даведак краязнаўчага характару;
папаўняць электронную базу “Капыльшчына” поўнатэкставымі матэрыяламі.
распрацаваць і ўнесці ў праграму “Краязнаўства” “Іх імёны носяць вуліцы нашага горада”;
з мэтай патрыятычнага выхавання актыўна выкарыстоўваць слайд-фільм-прэзентацыю “Капыль паміж мінулым і будучым” у цэнтральнай і сельскіх бібліятэках-філіялах;
Комплексная программа библиотек Копыльского района по работе с детьми, стоящими на различных видах учета, несовершеннолетними с девиантным поведением,   семьями, находящимися в социально – опасном положении на 2016 – 2018 г.г.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Организовать досуг подростков, увлечь новыми идеями.
Содействовать формированию высоконравственной, социально-адаптированной личности.
Противостоять негативным процессам в молодежной среде: наркомании, токсикомании, алкоголизму, сквернословию, жестокости, цинизму.
–          Оказать помощь подросткам в преодолении внутренних противоречий, психологических конфликтов, трудностей подросткового возраста, ориентировать на образ жизни, основанный на общечеловеческой нравственности.
ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ
Библиотека должна стать учреждениям, оказывающим ощутимую поддержку подростку в адаптации к окружающей действительности.
Библиотека должна стать для подростков привлекательным объектом не только как информационный и образовательный центр, но и как место проведения свободного времени в кругу сверстников и взрослых.
Объединить усилия работы по воспитанию подростков через учреждения культуры, образования, молодежные организации для выполнения поставленной цели.
Привлечь детей и подростков в библиотеку.
Расширить кругозор детей и подростков.
Сделать досуг детей и подростков полезным и разнообразным.
ФОРМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ
Изучение, разработка и укоренение в практику работы библиотек района опыт лучших библиотек республики и области по названной программе;
Объединить работы всех заинтересованных организаций: клубных учреждений, учреждений образования, исполкомов.
СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ
1.     Уточнять банк данных детей, склонных к правонарушениям и  семей, находящихся в социально-опасном положении в  районной центральной библиотеке имени Анатолия Астрейко, детской районной библиотеке и во всех сельских филиалах и постоянно дополнять и обновлять уже имеющиеся;
ежеквартально             ЦБ,ДБ,СФ

2.     Привлечение названной категории к чтению в библиотеке, к деятельности библиотеки: учет работы с данной категорией; обозначение этой категории читателей сиглами.
На пр.года                   ЦБ,ДБ,СФ
Привлечение названной категории к деятельности библиотеки, участие в работе клубов по интересам и любительских объединений.
Развитие творческих способностей данной категории детей и подростков.
На пр.года                   ОБМ,СФ

Систематическая и целенаправленная индивидуальная работа с данной категорией читателей.
На пр.года                            ОБМ,СФ

Изучать и распространять опыт работы уже имеющихся клубов по работе с подростками (клуб «Переходный возраст» при Грозовской сельской библиотеке, «Здоровяк» – при районной детской библиотеке).
 

«КНИГА, КИСТИ, КАРАНДАШ…»

Совместный проект

 

Цели проекта:

– воспитание позитивного отношения к чтению, как занятию радостному, дарящему вдохновение;

– приобщение детей к творчеству;

– духовное развитие детей.

Основные задачи:

– привлечение к чтению малочитающих, нечитающих детей, формирование устойчивого интереса к чтению;

– предоставление читателям возможности поделиться впечатлением от прочитанного;

– организация совместной деятельности учащихся и взрослых (библиотекарей, учителей, родителей) на основе общего интереса к  книге и творчеству.

Организационное обеспечение:

Использование при реализации проекта:

– традиционных форм работы

– новых технологий

– современных технических специализированных средств.

Инициаторы:

– Государственное учреждение культуры «Копыльская районная центральная библиотека им.А.Астрейки»;

– Государственное учреждение образования «Копыльская детская школа искусств»;

Сроки и этапы реализации:

2016 г. – начало проекта,     долгосрочный.

Социальное партнерство:

В работе по данному проекту Государственное учреждение культуры «Копыльская районная центральная библиотека им.А.Астрейки» организовывает партнерские связи

*Государственное учреждение образования «Копыльская детская

школа искусств»;

*  редакция газеты «Слава працы» (реклама);

*  Районный Совет ветеранов;  ДОСААФ;  БРСМ (спонсоры)

Участники:

*учащиеся Копыльской детской школы искусств;

* читатели районной детской библиотеки;

* читатели сельских библиотек-филиалов,

* преподаватели ДШИ Семашко С.С., Мороз М.А., Швайбович С.К.;

* библиотекари

 

“ХАЙ  КНІГА  ПАДТРЫМАЕ  ВАС”

Сумесны праект

 

У рамках мэтавай праграмы бібліятэчнага абслугоўвання пажылых, састарэлых, адзінокіх людзей і інвалідаў

“ВЫ НЕ АДНЫ, ПАКУЛЬ МЫ З ВАМІ”

Мэта работы:

стварэнне спрыяльных умоў для задавальнення інтэлектуальных і культурных запатрабаванняў, рэалізацыі творчага патэнцыялу пажылых людзей, людзей з абмежаванымі магчымасцямі і інвалідаў,шляхам далучэння да кнігі і чытання праз стварэнне культурна-дасугавай прасторы, аб’ядноўваючы інтарэсы розных пакаленняў, арганізуючы працу ў даступнай для іх форме.
Асноўныя задачы:

Арганізацыя абслугоўвання сацыяльна неабароненых груп насельніцтва.
Забеспячэнне даступнасці культурнай дзейнасці і інфармацыйных рэсурсаў для гэтай катэгорыі грамадзян, рэалізацыя іх правоў на свабодны доступ да інфармацыі.
Аператыўнае і поўнае задавальненне інфармацыйных патрэб дадзенай катэгорыі грамадзян.
Паляпшэнне сацыяльна-культурнага жыцця дадзенай катэгорыі грамадзян, праз арганізацыю асветніцкай і дасугавай дзейнасці
Арганізацыйнае забеспячэнне:

Выкарыстанне пры абслугоўванні:

традыцыйных форм работы
новых інфармацыйных тэхналогій
сучасных тэхнічных спецыялізаваных сродкаў.
Ініцыятары:

Дзяржаўная ўстанова культуры “Капыльская раённая цэнтральная бібліятэка імя Анатоля Астрэйкі”;
Капыльскі тэрытарыяльны цэнтр сацыяльнага абслугоўвання насельніцтва
Тэрміны і этапы рэалізацыі

Праект  рэалізуецца на працягу 2017 года

Тэрміны правядзення мерапрыемстваў прадугледжаны планамі работы

Сацыяльнае партнёрства

У рабоце з дадзенай катэгорыяй грамадзян Капыльская раённая цэнтральная бібліятэка імя А.Астрэйкі  арганізуе парнёрскія зносіны

з Капыльскім тэрытарыяльным цэнтрам сацыяльнага абслугоўвання насельніцтва
з дзяржаўнымі і грамадскімі арганізацыямі горада:

раённым Саветам ветэранаў,
раённым грамадскім аб’яднаннем “Белая Русь”
раённым таварыствам “Чырвонага Крыжа”
Удзельнікі:

Гурток “Старонкі жыцця” (дзеннага прыбывання асоб сталага ўзросту”;
Гурток “Кніжны свет” (дзеннага прыбывання інвалідаў)
Аддзел абслугоўвання і інфармацыі Капыльскай раённай цэнтральнай бібліятэкі імя А.Астрэйкі
Грозаўская сельская бібліятэка (філіял №10)
Грозаўскі сацыяльны пункт
“Каб любіць свой край, трэба перш за ўсё яго ведаць”

сумесны выхаваўчы праект

 

ХАРАКТАРЫСТЫКА  ПРАЕКТА

 

па вядучаму метаду – інфармацыйна-пошукавы;
па працягласці – доўгатэрміновы;
па характару каардынацыі – непасрэдны;
па характару кантактаў – рэгіянальны;
па колькасці ўдзельнікаў – групавы (клас);
па форме прадстаўлення – сцэнічны.
Мэты  праекта:

арганізацыя пошукава-даследчай дзейнасці па выбару і сістэматызацыі матэрыялу аб гісторыі і культуры роднага краю;
развіццё цікавасці і павагі да культурных і гістарычных традыцый нашых продкаў;
развіццё камунікатыўных уменняў і навыкаў, інтэлекту, культурнага ўзроўню вучняў;
фарміраванне ўменняў і навыкаў пошукавай работы;
Асэнсаванне праекта:

Актуальнасць праекта звязана з асноўнай выхаваўчай задачай – выхаваннем творчай, маральна і духоўна ўстойлівай асобы праз нацыянальныя і агульначалавечыя каштоўнасці, фарміраванне павагі да традыцый і звычаяў беларускага народа. Не ведаючы, як жылі нашы продкі шмат стагоддзяў таму, нельга пачынаць вывучэнне сучаснай гісторыі, а тым больш марыць пра будучыню.

 

РЭАЛІЗАЦЫЯ ПРАЕКТА.
Стварэнне альбома па гісторыі і культуры вёскі Цімкавічы.
Правядзенне конкурса на лепшага чытача вершаў.
Прэзентацыя альбома праз выхаваўчае мерапрыемства грамадска-патрыятычнай накіраванасці “Зямля бацькоў, зямля святая!”
ЭТАПЫ  РЭАЛІЗАЦЫІ.

Арганізацыйна-падрыхтоўчы
асэнсаванне праекта, матывацыя дзейнасці, вызначэнне сродкаў інфармацыі.

Даследчы
збор інфармацыі, эскурсіі ў літаратурны музей імя Кузьмы Чорнага, да майстроў народных промыслаў, афармленне выставы малюнкаў “Мой родны кут! Як ты мне мілы!..”

Падрыхтоўка выхаваўчага мерапрыемства “Зямля бацькоў, зямля святая!”
Проект летнего чтения детей

«Лето с хорошей книгой»

Цель проекта:

Библиотечное обслуживание детей во время летних каникул

 

Задачи проекта:

Организовать полезный, интересный досуг детей, раскрыть возможности библиотеки перед читателями.

 

Участники проекта:

Детская библиотека,  средние школы города и района, Детская школа искусств.

 

 

 

Совместный проект редакции районной газеты «Слава працы» и районной центральной библиотеки им.А.Астрейки

«Читайте книги!»

 

Цель акции:

Реклама  книги, чтения, работы библиотек

Задачи акции:

Руководство чтением, реклама лучших книг белорусских авторов, книг Издательства Белорусского Экзархата,  раскрытие возможностей библиотеки перед читателями

 

Участники акции: Районная центральная библиотека им.А.Астрейки; Редакция районной газеты «Слава працы».

 

Рекламная акция «Открой для себя книгу»

 

Цель акции:

Реклама книги и чтения

Задачи акции:

Реклама лучших книг и раскрытие возможностей библиотеки перед читателями.

 

 

Рекламная акция «День рождения с библиотекой»

Цель акции:                Привлечение читателей в библиотеку

 

Задачи акции:            Привлечение читателей в библиотеку, активизация чтения с помощью вручения маленьких подарков, сюрпризов, сувениров.

 

Участники акции:     Районная центральная библиотека им.А.Астрейки;

Мажская сельская библиотека

 

------------------------------------------------------------
[sape count=1]